Находкинская транспортная прокуратура разъясняет о случаях несения операторами морских терминалов статуса субъекта естественных монополий
Организационные и правовые основы защиты конкуренции определены Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», целями которого являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Согласно положениям, закрепленным в статье 3, части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» субъектом естественной монополии признается хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
Услуги, оказываемые в транспортных терминалах, портах отнесены к сферам деятельности субъектов естественных монополий.
Таким образом, принадлежность хозяйствующего субъекта к субъектам естественных монополий определяется путем установления вышеуказанных обстоятельств.
По смыслу закона факт включения либо не включения хозяйствующего субъекта в реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, не имеет правового значения для определения статуса субъекта естественных монополий.
Основополагающим признаком субъекта естественной монополии следует считать осуществление субъектом деятельности в условиях естественной монополии, а также в одной из соответствующих сфер.
К указанному выводу пришел Верховный Суд Российской Федерации в определениях от 23.11.2017 по делу № А41-40556/2016, от 27.10.2017 по делу № А41-40556/2016.